День Независимости в Минске
В Минске прошел День Независимости. Описанием этого праздника я начну серию субъективных обзоров о происходящем вокруг меня.
Несколько слов о независимости
Независимость вещь, по мне, крайне абстрактная. Никто в нашем зыбком мире не может себя чувствовать в безопасности и независимости, либо он полный идиот. Я говорю про глобальный масштаб, про страны, про выживание модели той или иной цивилизации. И США, и Европа, и тем более Россия вкупе с Беларусью, показывают своими действиями, что зависимы от мира: кто-то с позиций силы, кто-то с позиций дипломатии, а кто-то показывает всем иголки и замирает на месте как ёж. Нельзя сказать, что все неправы и есть какое-то единственно верное направление развития. Все теснят друг дружку в узком коридоре столь доступного сегодня земного шарика. Границы сегодня сильно размыты, передвижение доступно многим и планета буквально разогревается под нашими бесчисленными маршрутами. Мы подошвами, колесами, океанскими лайнерами и шасси самолётов буквально разогреваем землю, воду и воздух.
Мир пока не приведён к общему знаменателю. И за него то и идет борьба — кто по-крупнее. Мелким приходится играть напуганного кота, что превращается в шар, иллюзорно увеличиваясь в размере.
Люди любят говорить о свободе и независимости:
На бытовом уровне у нас это 1500$ за метр каменного мешка в 30 метрах над землей, это быстрая машинка под попой, готовая унести тебя по первому велению далеко от празднований всяких независимостей, это даже собственный огород на даче с небольшим запасом зелени к покупному шашлыку. Но даже эти атрибуты личной свободы живут недолго: стоит обзавестись парой, а потом детьми, и твоя личная свобода будет всё чаще подвергаться корректировкам, каждый день держать экзамен на прочность.
На государственном уровне также неоднозначно. Стоит гражданину «недружественной» страны пересечь границу независимого, гордого государства и он из врага, посягающего на идеалы и суверенитет превращается в очень дорогого гостя, перед которым следует лебезить и угождать всем его притязаниям на комфорт, уют и роскошь. Примеров такого сотрудничества масса, если ты совсем уж не Северная Корея. Но как же возможна такая метаморфоза!? Да просто. Денежки диктуют свои правила и, если ты их не печатаешь, или не достаёшь из недр миллионами тонн, то тебе в современном мире придётся изучать книксены и па-дэ-дэ Марлезонского Балета. Великие Гэтсби таких мероприятий ставят музыку столь громко, что на соседних участках играть на ситаре, волынке и дуде не имеет смысла. По-меньшей мере это будет просто нелепо выглядеть: можно до покраснения надувать щёки и бешено дёргать рукой, но случайный зритель не услышит ни звука ! Да вы и сами будете себя слышать всё с большим трудом, а потом и вовсе прекратите. Отдадите дуду в музей, проведёте мастер-класс о способах игры на ней и национальный колорит останется только наоткуп заезжим чужестранцам. Туристы ведь падки на любую экзотику.
Чужому государству сегодня совсем не обязательно танками и пехотинцами пересекать границу физически. Маркетологи и пиарщики легко выполняют их работу. По какой-то злой иронии мы покупаем их холодильники, телевизора, мебель и одежду, при том, что у нас у самих может существовать развитое производство. Иронии может и не быть — уравнение сложится даже если фразу «может существовать» заменить на «могло существовать», или «существовало».
Что же у нас нашего-то, исконно белорусского ? Бусел ? Так и он птица перелётная, ему неведомы границы, летит, где тепло и вода рядом. Вот и остаётся печально пошутить про «два буслы»: они уж точно наши, из отечественного сырья, только для родного потребителя, надо подчеркнуть слово «только». За границей полно своего традиционного бухла и наша медавуха там не в почетё. «Неважно какой ты делаешь гамбургер, важно сколько ты их продаёшь!», — это что-то из маркетологии, типа Котлера.
Вот в таком позорном мире приходится жить: «Кто не успел, тот опоздал» и «Всё уже украдено до нас».
3 июля. Независимость? Нет, её нет ни у кого. Освобождение Минска от фашистов. Да. Память и почёт тем, кто воевал за это, а когда и их не станет, останется только память. А с другой стороны я просто придираюсь к словам, ведь освобождение как ни крути, порождает независимость. Хотя мне не по душе слово с отрицательной частицей "не", лучше "свобода". Ведь из глагола "освобождение" логично вытекает существительное "свобода". День Свободы. Хороше же. Вот только на мове опять вылазит эта самая "незалежнасть". Может стоит тут покопаться филологам в поисках адекватного перевода !?..
Переходим к конкретике наших реалий
Основная, на мой взгляд, ошибка проведения такого праздника в нечёткости идеи самого праздника: тут и военная тематика, и демократическая с этническими чертами. Всё немного сумбурно. Понятное дело, хочется провести мероприятие на уровне, сплотить нацию, но получилось довольно пафосно, а за лязгающими гусеницами танков не было слышно народных коллективов. Да, парад и музыка случились в разное время и даже в разные дни, но шум от парада ещё долго будет гудеть в голове. Может на это и была ставка !?.. Тогда получается народ как-всегда по боку, на заднем плане. Геополитика на первом. И власть здесь даже не сильно виновата, что гонится за картинкой и оценивает успешность праздников по освоенным государственным средствам. Мы, как часть государства, точно такие же носители такой порочной логики — многое измеряем литрами, квадратами, таиландами, сантиметрами, пикселями и мегагерцами. Не в почёте: количество детей, количество настоящих друзей, счастливые родители, здоровый образ жизни, творчество и внутренняя красота. Не спешите обвинять — я конечно не говорю за всех. Но наряду с супер-примерами, есть и анти-примеры. Серая инертная масса, а о ней речь, всё так же остаётся слишком многочисленной и влиятельной.
На первом видео я застал довольно вялую этнотусовку в национальных костюмах. Не могу сказать сколько они уже так выступали и сколько было народу, но при мне его осталось совсем ничего. Костюмы, к слову, выполнены весьма недурственно и на высоком уровне. Я бы даже сказал актуально и красиво. Глазу смотреть на этих беларусачак и спадаров приятно. Упоминание группы я не застал, к сожалению, но то, что они делали мне понравилось. Народники пели и плясали белорусские танцы, выдергивая из редких зрителей участников для совместного группового танца. Музыка была несоразмерно громка, что, как я выяснил на другой площадке, вообще отличает такие мероприятия. Рядом с колонками, в 10 метрах, стоять не доставило особой радости по причине болевого шока ушных барабанных перепонок. Сам же коллектив прятался за линией звуковой атаки и возможно даже недоумевал об излишней громкости.
Вывод. Мало пригласить музыкальные творческие группы, надо чтобы пришли и люди на это посмотреть. В итоге посмотреть было что, а показать не кому.
На втором видео действо уже с главной сцены. Костюмы ещё круче, внимание к мелочам, интересный крой и цвет. Поневоле засомневаешься в аутентичности такой одежды — в музеях такого не помнишь, а в остатках детских воспоминаний, когда культурой «заставляли» интересоваться, и вовсе какие-то нищенские груботканные робы. Так вот, здесь совсем иначе. Одежда шикарна и сидит прекрасно, да что говорить — сами смотрите. По музыке, исполнению и задору — честно, отвисает челюсть, в 90-х так жгли только Prodigy. Чуть позже выяснилось, что «Купалинкой» руководит народный артист Беларуси, имя к сожалению тоже не запомнил (гугл в помощь, я не сми). Это повлияло, или нет, но артисты самоотверженно выступали как перед многотысячным стадионом, хотя на деле, опять же, всё было жиденько и яблоку было где не то, что упасть, а и покататься вдоволь. 10 баллов ставлю, не смотря на такую же убийственную стадионную громкость. Видать, орги дорвались до качественной акустики JBL и, по привычке, раскачивают её по полной.
Такое осовременивание народных песен слушается на ура даже на трезвую, пресыщенную электронной музыкой, голову. Электрогитара, быстрый ритм, скрипка, живые голоса и 4 прекрасные певуньи, исполнявшие в унисон «Соловушку» покорили моё черствое сердце навсегда. Все песни исполнены филигранно и лучше всех танков просто-таки пронзительно толкают на вилы искренней любви к Родине. После таких выступлений ты вспоминаешь, что она у тебя есть.
Организаторы находятся всё в том же просаке и сосредоточились на технической стороне, на кордонах с видео-документированием и личным досмотром с ощупыванием, на еде, питие и многом другом, забыли про главное: о зрителе. О его величестве. В итоге пришли несколько праздных подвыпивших пенсионеров, гуляющих молодых мамаш и папаш с дитями. А ведь такой уровень исполнения мог бы при соответственной пиарщине здорово понравится молодёжи, хотя бы и патриотично настроенной — её уже вдоволь. И ведь бесплатно же "шь". Это вам не полмиллиона за послушать Open Your Minds в полмиллионный раз от гениальных 15 лет назад Guano Apes. Они выступили накануне на фестивале Мост.
После «Купалинки» выступил самарский ансамбль «Каданс». Про них особо говорить не буду. Нет, вы не подумайте, они ничего такие, но после наших выглядели бледно. «Каданс» существует в рамках какого-то там белорусско-российского братства — просто к сведению, если у вас возник вопрос почему жители Самары признаются в любви к Беларуси.
Если в «Купалинке» солистки все как на подбор, то в «Кадансе» уже не так.. «Мало огня», как пела незабвенная Линда.
Музыка фанерная, голоса без изюминки, спели обычно и не интересно. Вернули что называется на землю. Немного порадовали современные мотивы в аранжировке. Не более.
Третье видео посвящено интересному и новому для меня явлению — стихийной детской подтанцовке. На куртке паренька значилась надпись Минск БРСМ. Оно конечно многое объясняет, но наверняка я не узнавал.
Девочки школьного и совсем школьного возраста во главе с этим заводилой в спортивной куртке периодически выбегали и давай выделывать синхронные движения в стиле клипов 80-х с Майклом Джексоном. В очень отдаленном, надо сказать, стиле.. Как смотрелось?.. Что ж мне, лично, было за них очень неудобно. Смущение 80 уровня сковавшее и без того неумелые движения, отражалось на лицах, выражалось нервными улыбками и смехом от нелепости происходящего. Серьёзно отнеслись к задаче только, пожалуй, сам парень-лидер и девочка с неуместной надписью SWAG. А ещё были майки с Дональдом и Джек Дэниэлсом. Я не ханжа, конечно, но выглядело это мини-фэйлом белорусской независимости. То, о чем я говорил в начале статьи.
Впрочем, это было круто. Молодняк разгонял совсем уж тусклую атмосферу праздника с накрапывающим дождиком. За что чуть позже заслужил слова благодарности от группы «Унiя»
Четвертое видео и, собственно, почти концерт этой самой «Унii». Группа у меня на слуху, но слышать не доводилось. Был приятно удивлен качеством. Лайв, как водится, творит чудеса. Живой вокал, живые инструменты и подача — всё как надо. Записано аж 18 минут их выступления, так что вывод сделаете сами.
Пятое видео и последнее. После него я ушел не оглядываясь, позабыв заверения ведущего, что ещё многое впереди. Вышедшие девушки своими исполнительскими талантами заставили вспомнить за что у нас так не любят «купляць беларускае». Вот они и есть навязчивое лицо нашей уродливой эстрады, существующей вопреки, а не благодаря. Эссенция фальши, копирования и безвкусицы.
Вот такой гармоничный обзор. С расширенным диапазоном, от суперских A до скучных Я.
Мероприятие мне понравилось.
Tags: праздник